Развернуть/Свернуть слайдшоу

Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99.В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.

Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.

Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.

Ассортимент, качество и состав

Стандарт на котельное топливо - ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 - как среднее и марки 100 - тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).  

Характеристики мазута (ГОСТ 10585-99)
Показатели
Марка топлива
Ф-5
Ф-12
40
100
1. Вязкость при 50 °С, не более:
условная, °ВУ
5,0
12,0
-
-
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
36,2
89,0
-
-
2. Вязкость при 80 °С, не более:
условная, °ВУ
-
-
8,0
16,0
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
-
-
95,0
118,0
3. Вязкость при 100 °С, не более:
условная, °ВУ
-
-
-
6,8
соответствующая ей кинематическая, мм2/с
-
-
-
50,0
4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более
2,7
-
-
-
5. Зольность, %, не более, для мазута:
малозольного
-
-
0,04
0,05
зольного
0,05
0,10
0,12
0,14
6. Массовая доля механических примесей, %, не более:
0,10
0,12
0,5
1,0
7. Массовая доля воды, %, не более:
0,3
0,3
1,0
1,0
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей
Отсутствие
9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:
I
-
-
0,5
0,5
II
1,0
0,6
1,0
1,0
III
-
-
1,5
1,5
IV
2,0
-
2,0
2,0
V
-
-
2,5
2,5
VI
-
-
3,0
3,0
VII
-
-
3,5
3,5
10. Коксуемость, %, не более
6,0
6,0
-
-
11. Содержание сероводорода
Отсутствие
-
-
-
12. Температура вспышки, °С, не ниже:
в закрытом тигле
80
90
-
-
в открытом тигле
-
-
90
110
13. Температура застывания, °С, не выше
-5
-8
10; 25*
25; 42*
14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:
I, II, III и IV
41454
41454
40740
40530
V, VI и VII
-
-
39900
39900
15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более
950
960
Не нормируется. Определение обязательно
* Для мазута из высокопарафинистых нефтей
Примечания.

В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле - не ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.
Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по [7] и не является браковочным.
В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.
Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является небраковочным до 01.01.2003, а показатель 2 для топочного мазута марки 100 нормируется до 01.01.2003.

Печное топливо

Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения - дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656-87 приведена в таблице. По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм2/с при 20 °С против 3,0-6,0 мм2/с дизельного).

В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе - до 1,1 %.

В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство топлива с температурой застывания не выше - 5 °С.Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом.

Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656-87)(ГОСТ 10585-99)
Показатели
Значения
Фракционный состав:
10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже
160
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше
360
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более
8,0
Температура застывания, °С, не выше
в период с 1 сентября по 1 апреля
-15
в период с 1 апреля по 1 сентября
-5
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
45
Массовая доля серы, %, не более:
в малосернистом топливе
0,5
в сернистом топливе
1,1
Испытание на медной пластинке
Выдерживает
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более
5,0
Зольность, %, не более
0,02
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более
0,35
Содержание воды
следы
Цвет
От светло-коричневого до черного
Плотность при 20 °С, кг/м3
Не нормируется, определение обязательно
Примечания.
Содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей - отсутствие.

Справочник по ГСМ

Новости